THE BRIDGE
Артемий Воробьёв: «Мы не нуждаемся в дополнительных скрепах!»

Артемий Воробьёв: «Мы не нуждаемся в дополнительных скрепах!»

Совесть RU CPS

Артемий Воробьёв, основатель и  бессменный худрук Оркестра Волынщиков Москвы, рассказал в своем эксклюзивном интервью о новом альбоме «Закон больших чисел», составе своего коллектива и подготовке новых участников.

— Ну давайте начнём с самой свежей новости! Только что у вас вышел новый альбом «Закон больших чисел».  Откуда такое необычное название?

— Во-первых, был увеличен состав музыкантов, участвовавших в его записи. Во-вторых, и это главное, эмпирическим путем, пройдя такие фестивали, как «Спасская башня», я смог вживую услышать, как звучит волынка, когда играет не малый состав (10-20-30 человек), а полторы тысячи инструментов одновременно! Все дудки в отношении друг друга немного фальшивят. Если таких инструмента два, эта фальшь будет очень явной. Чем больше дудок, тем ноты становятся жирнее и шире. Это и есть закон больших чисел в том виде, в каком его понимают в теории относительности.

Оркестр Волынщиков Москвы

— Так… Пока сложно. А если попроще? 

— На концерте в Московском Международном Доме музыки я объяснял это на примере игральных костей. Если взять один кубик (на нем цифры от одного до шести) и бросить шесть раз, то абсолютно не обязательно, что выпадет раз-два-три-четыре-пять-шесть. Какие-то числа выпадут несколько раз, какие-то могут не выпасть вообще. Но если бросить эту игральную кость 600 раз, то выпадение этих чисел будет равно примерно ста: это может быть 80, 90, 110, но значения будут приближены к ста. Таким образом, мы и собираем это в единую константу. То же самое происходит и в звуке, в акустике. Чем больше дудок, тем ровнее и насыщеннее получается звук. Собственно, этот приём применен при записи альбома, потому что на концертах, да и вообще в составе Оркестра сейчас шесть волынщиков, а в записи их звучит 24! Они смешиваются между собой и дают ту самую мощную ноту. Звучат фактически как единое целое.

— Со временем Ваш оркестр разрастается. Сколько музыкантов в идеале должно в нем стать? 

— Большую часть концертов мы работает либо восьмеркой, либо «двенашкой» (12). Дюжина звучит круче, шире и наряднее. Но здесь надо понимать, что есть такое слово «рынок», количество людей на гастролях, то есть чем больше людей, тем сложнее возить коллектив. Тут есть суровые реалии, которые не позволяют мне сегодня сделать этот состав нереально большим, но я к этому и не стремлюсь. Мне нравится то количество людей, которое есть сейчас, этого достаточно. Золотая середина. 12 – красиво, они умещаются на сцене, с ними можно совладать, построиться и в танцах, и в дефиле, поэтому тут главное не переборщить.

Оркестр Волынщиков Москвы

— Как ни крути, 12 человек – уже серьезный состав, такая банда получается. Наверняка бывали разные случаи… Часто забывают килт или какую-то часть инструмента? 

— Конечно, были разные ситуации, но всегда удается выкрутиться. Либо успевали съездить и забрать, либо делились чем-то, что было с собой. Наш коллектив очень отличается от большинства: абсолютно все участники учились играть на волынке с нуля, и у нас выработана некоторая система взаимоотношений, при которой, несколько раз наступив на эти грабли, эти ошибки больше никто не повторяет.

— Где Вы находите новых участников оркестра? Студенты музыкальных ВУЗов? 

— Ни Гнесинка, ни Консерватория, ни музыкальные училища не готовят волынщиков, мы их готовим сами. У нас свой колледж, который был учреждён к десятилетию оркестра. Мы занимаемся подготовкой специалистов именно профессионального уровня, а также работаем с любителями, которым просто в кайф научиться этому виду искусства.

Оркестр Волынщиков Москвы

— Насколько сложно к вам попасть? Я, допустим, не владею никаким инструментом, без музыкального образования.. Могу ли я прийти к вам? 

— Можете. Вы можете прийти, прослушаться. Мы посмотрим, насколько интересен материал с точки зрения музыкальной природы и честно озвучим свой вердикт.

— И можно построить карьеру? Так просто?

— Тут можно использовать поговорку: в авиацию приходят романтики, а остаются работяги. С музыкой то же самое, и волынка не исключение. С одной стороны, это достаточно ограниченный и не сложный инструмент, а с другой, очень сложный, потому что, чтобы сыграть красиво и качественно на волынке, нужны годы тренировки. Не надо испытывать каких-то иллюзий. Многие люди приходят учиться с мыслью, что им сейчас покажут, и у них сразу все получится, а сталкиваются с тем, что нужно часами заниматься, надо быть в этом ритме самотренировок, держать себя в узде. Это как спорт. К сожалению, ни одна музыкальная идея без техники не выполнима.

— Насколько сложно руководить коллективом? Вы проходили какие-то курсы, психологические тренинги? Или всё ваше мастерство – личный опыт? 

— Руководителями же не рождаются! У меня было очень много косяков и ошибок. Были и конфликтные ситуации, в которых я себя неправильно вел, не знал, как их разрулить. Да такие ситуации и сейчас случаются. Но есть какие-то природные задатки, внутренняя сила и уверенность. Плюс я почитывал различные книги, ходил на бизнес-курсы, поднимал свой уровень для того, чтобы справляться. Делал я это, когда были страшные косяки, и я просто не мог понять, как же выйти из этой ситуации.

Оркестр Волынщиков Москвы

— Есть ли какой-то обряд посвящения в ОВМ? Скажем, новый член команды должен спеть что-то перед всеми или, например, выпить литр виски? 

— В силу того, что у нас большое количество и работы, и репетиций, мы встречаемся чаще именно по этому поводу. Особо не увлекаемся алкоголем, но новички проставляются, бывает. Чай, тортик, иногда и с горячительными напитками – зависит от обстоятельств. Какого-то специального ритуала мы все-таки не заимели. К тому же, есть люди, которые, например, работают на производстве. Для них такие тимбилдинги являются проявлением некого отдыха, а поскольку мы чаще всего работаем на праздниках, и наша работа доставляет людям радость, то нам такой отдых особо и не нужен. Мы не нуждаемся в дополнительных скрепах! Наша главная скрепа – кайф, который мы получаем в процессе игры!

 

Интервью подготовил Илья Пелехацкий.

Совесть RU CPS

КАРТА РАССРОЧКИ СОВЕСТЬ

  • Совесть RU CPS